Игнатий \(Смольнянин\)

Игнатий \(Смольнянин\)
Игнатий (Смольнянин) (кон. XIV в.) – автор «Хождения» в Царьград в 1389–1393 гг. И. был участником поездки в Константинополь митрополита Пимена и сопровождавших его лиц с целью сохранения за ним митрополичьего престола. Путевые записи И. вел по указанию смоленского епископа Михаила, выполнявшего наказ Пимена. О личности И. известно только из текста «Хождения», дошедшего в списках XVI–XVIII вв., в двух редакциях, краткой и полной, или летописной, под названием «Хожение Игнатия Смольнянина» или «Пименово хожение в Царьград». Соотношение обеих редакций показывает, что «Хождение» И. переписывалось и дополнялось (известны всего 24 списка). Долгое время И. считали автором анонимного «Хождения» в Иерусалим, примыкающего в летописной редакции к «Хождению» в Царьград и относящегося на самом деле ко второй половине XV в. Среди дополнений летописной редакции читается также не принадлежащая И. Повесть о Амурате. В то же время в эту редакцию не были включены рассказы о дворцовом перевороте в Царьграде, о представлении в константинопольском Софийском соборе «Пещного действа» и др., находящиеся в краткой редакции. Наблюдательный человек, И. упоминает о «распре некой» между митрополитом Пименом и московским великим князем Дмитрием Ивановичем (Донским), описывает торжественную встречу Пимена Олегом Ивановичем Рязанским и епископом Еремеем Гречином (и еще четырьмя епископами, названными в ряде списков); особые его рассказы посвящены борьбе за престол между Калояном и Мануилом Палеологами (это сохранилось в трех списках) и венчанию византийского императора Мануила II Палеолога. Последний рассказ даже переписывался в виде самостоятельной статьи в сборниках XVI–XVII вв. (издан архимандритом Варлаамом и Е. Барсовым). При описании святынь Царьграда И. сообщает ценные сведения об ипподроме, об украшавших его «столпах», в том числе о змеиной колонне, а также о количестве окон в барабане купола Софийского собора («ходихом верху церкви святыя София и видехом 40 окон шейных...»). Представляют интерес описание шторма на Черном море, рассказ о захвате Пимена в Азове фрягами-кредиторами, от которых пришлось откупиться, о выжидательной позиции Пимена после смерти турецкого султана Амурата и о завершении борьбы за митрополичий престол, которая после смерти Пимена решалась в пользу Киприана. И. принадлежит также выборка из «Хождения», включенная в «Сказание летом въкратце», с добавлением очерков о Солуни и об Афоне, под 1396 г. С. Шевырев и Филарет предположительно отождествляли И. с упоминаемым у В. Н. Татищева Игнатием архимандритом, а В. И. Антонова (Неизвестный художник Московской Руси Игнатий Грек по письменным источникам // ТОДРЛ. М.; Л., 1958, т. 14, с. 569–572) – с иконописцем Игнатием Греком. Филарет считал, что И. умер на Афоне в 1423 г. Изд.: Татищев В. Н. История Российская. М.; Л., 1965, т. 5, с. 165–172; Сахаров И. П. Сказания русского народа. СПб., 1849, т. 2, кн. 8. с. 95–107; Варлаам, архим. Описание сборника XV столетия Кирилло-Белозерского монастыря // Учен. зап. II отд. имп. АН, 1859, кн. 5, с. 61–64; Барсов Е. Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами // ЧОИДР, 1883, кн. 1, с. 19–24; Хождение Игнатия Смольнянина / Под редакцией С. В. Арсеньева // ППС. СПб., 1887, вып. 12; ПСРЛ, СПб., 1897, т. 11, с. 95–108 (переизд. М., 1965); Прокофьев Н. И. Хождение Игнатия Смольнянина // Литература Древней Руси: Сборник научных статей. М., 1978, вып. 2, с. 123–149; Хожение Игнатия Смольнянина в Царьград // Книга хожений. Записки русских путешественников XI–XV вв. М., 1984 (Сокровища древнерусской литературы), с. 99–107, 276–285, 403–406; Пименово хожение в Царьград // Там же, с. 108–119; 286–297; 406; The «Journey to Constantinople» of Ignatius of Smolensk // Russian Travelers to Constantinople in the fourteenth and fifteenth Centuries by G. P. Majeska. Washington, 1984, p. 48–113 (с пер. на англ. яз.). Лит.: Попов А. Н. Обзор хронографов русской редакции. М., 1869, ч. 2, с. 50–51; Арсеньев С. Предпринятое исследование по поводу Хождения чернеца Игнатия Смолянина в Царьград и Иерусалим // Сб. имп. АН. СПб., 1880, № 3, с. 42–44; Филарет. Обзор, № 82, с. 98–99; Мисников Н. О приписываемом Игнатию Смольнянину описании Иерусалима // ЧОИДР, 1901, кн. 2, с. 7–14; Шахматов. Обозрение, с. 322–328; Адрианова-Перетц В. П. Путешествия XIV–XV вв. // История русской литературы. М.; Л., 1945, т. 2, ч. 1, с. 227–228; Прокофьев Н. И. 1) Русские хождения XII–XV вв. // Литература Древней Руси и XVIII в. М., 1970, с. 144–170; 2) Игнатий Смольнянин – древнерусский мастер литературного слова // Рус. речь, 1973, № 1, с. 128–133; Sееmаnn K. D. Die altrussische Wallfahrtsliteratur. München, 1976, S. 236–242; Прохоров Г. М. Повесть о Митяе. Л., 1978, с. 183–185, 225–228.
О. А. Белоброва

Словарь книжников и книжности Древней Руси.

Игры ⚽ Поможем решить контрольную работу

Полезное


Смотреть что такое "Игнатий \(Смольнянин\)" в других словарях:

  • Игнатий Смольнянин — дьякон, автор Хождения в Константинополь и Палестину, содержащего подробное описание пути его в свите московского митрополита Пимена по южной Руси до Азова в 1389 г. и затем от Синопа до Константинополя. В описание цареградских святынь кем то… …   Биографический словарь

  • ИГНАТИЙ СМОЛЬНЯНИН — (2 я пол. XIV в. после 1404 1405), инок, паломник, книгописец, автор «Хожения...», в к ром описано путешествие в К поль. И. С. был, вероятно, уроженцем Смоленска или Смоленской земли. Известно, что его родителей звали Юрий и Мария и что он принял …   Православная энциклопедия

  • Древнерусская литература XIV века — У этого термина существуют и другие значения, см. Древнерусская литература. Содержание 1 Оригинальные произведения 1.1 Первая четверть XIV века …   Википедия

  • Александр, дьяк — Александр (кон. XIV в.) – дьяк, автор Хождения в Царьград в 1391–1396 гг. А. приходил «куплею в Царьград», т. е. цель его путешествия была связана с торговлей. В Царьграде он был в те же годы, когда и Игнатий Смольнянин, – при императоре Мануиле… …   Словарь книжников и книжности Древней Руси

  • АМАСТРИДА — [греч. ̀ρδβλθυοτεΑμαστρις, ̀ρδβλθυοτεΑμαστρος, ̓Αμάστρα, Σάμαστρος] (совр. Амасра, Турция), город на юж. берегу Чёрного м., визант. митрополия. А. расположена в устье одноименной реки (совр. Амасра Дереси), на полуострове шириной ок. 200 м, между …   Православная энциклопедия

  • ВИЗАНТИЙСКАЯ ИМПЕРИЯ. ЧАСТЬ II — Право и Церковь Рецепция римского права в Византии. Понятие византийского права Правовая культура В. и. с начала ее истории вплоть до падения К поля была основана на рецепции классического римского права. Источники рим. права подразделялись на… …   Православная энциклопедия

  • ВИФАНИЯ — Икона Божией Матери из мон ря во имя святых Марфы и Марии в Вифании Икона Божией Матери из мон ря во имя святых Марфы и Марии в Вифании Камень, на котором сидел Господь во время беседы с Марфой и Марией. Мон рь во имя святых Марфы и Марии в… …   Православная энциклопедия

  • ГРИГОРИЙ БОГОСЛОВ — [Назианзин; греч. Γρηγόριος ὁ Θεολόγος, ὁ Ναζιανζηνός] (325 330, поместье Арианз (ныне Сиврихисар, Турция) близ Карвали (ныне Гюзельюрт), к югу от г. Назианза, Каппадокия 389 390, там же), свт. (пам. 25 янв., 30 янв. в Соборе Трех святителей; пам …   Православная энциклопедия

  • ИОАНН ЗЛАТОУСТ. Часть II — Учение Считая правильную веру необходимым условием спасения, И. З. в то же время призывал веровать в простоте сердца, не обнаруживая излишнего любопытства и помня, что «природа рассудочных доводов подобна некоему лабиринту и сетям, нигде не имеет …   Православная энциклопедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»